Истории
про индейцев любят и дети и взрослые. Но, может быть не всякий знает,
что наших любимых героев - Виннету и его неизменного спутника старину
Верную Руку придумал человек, который отродясь ни в каких прериях не
бывал. Автор многочисленных историй про индейцев Карл Май, родился и
умер в городке Радебойль, под Дрезденом. Правда,
в послевоенной Восточной Германии имя Карла Мая по высшей партийной
инициативе принудительно было предано забвению. Все из-за того, что
Гитлер назвал однажды Карла Мая своим любимым писателем. Даже вестерны
восточногерманской киностудии ДЕФА с Гойко Митичем официально считались
экранизациями романов гэ-дэ-эровской писательницы Лизелотты
Вельскопф-Хенрих, по сути, переписанных с оригиналов Карла Мая.
Бдительное партруководство реабилитировало писателя только в начале
80-х, то есть, 70 лет после его смерти и то только потому, что слишком
много развелось в рабоче-крестьянском немецком государстве
хобби-индейцев и почитателей Карла Мая. А к любой неформальной
активности масс коммунисты, как известно, относились с подозрением. Тем
не менее, в 1985-м году в Радебойле, по личной инициативе Эриха
Хонекера, был открыт дом-музей писателя. Увлечение романтикой далеких
прерий не ослабевает и сегодня. И на Западе Германии, и на Востоке. О том, какие формы принимает игра в индейцев рассказывает Катя Филиппова. Культ
«Дикого Запада» вспыхнул в Европе в 60-ые годы. Берлинская студия
"Риальто" выпустила первые фильмы по романам «немецкого Фенимора Купера»
– Карла Мая. Романами Мая зачитывались в своё время Альберт Эйнштейн,
Томас Манн, Алексей Толстой и даже Гитлер вместе с Евой Браун. Правда,
когда после войны широкая общественность узнала о литературных
пристрастиях фюрера и его подруги, власти ГДР срочно изъяли произведения
Карла Мая из библиотек... И при жизни автор увлекательных историй «про
индейцев» отнюдь не был баловнем судьбы. Вскоре после окончания
семинарии он угодил в тюрьму за воровство: товарищ по комнате обвинил
молодого помощника учителя в том, что он украл его часы. Кроме этого, в
«послужном списке» Карла Мая конокрадство и попытка похитить бильярдные
шары в ресторане... Глубоко противоречивая фигура, что и говорить! Не
удивительно, что автор отождествлял себя с героями своих произведений и
даже на письма читателей нередко отвечал от имени Виннету. Поэтому когда
выяснилось, что свои романы-путешествия он написал сидя дома и вовсе не
владеет ни лассо, ни многочисленными иностранными языками, его жестоко
осмеяли и обвинили в шарлатанстве. Кто-то
считает Карла Мая фантазером, кто-то указывает на явные психические
отклонения. Не вызывает сомнений лишь то, что в своих романах Карл Май
говорил о добре и справедливости. Он умер в 1912-ом году от сердечного
приступа. Всего через несколько дней после публичного доклада, который
назывался "Вперед, в царство благородных людей". Однако благородных
аборигенов Америки Карлу Маю спасти не удалось. "Потомки" его прекрасных
героев в большинстве своем живут в резервациях, а об их исконных
традициях сегодня можно узнать главным образом в этнографических музеях
или на фестивалях Карла Мая, которые проводятся во многих городах
Германии. Свист
стрел, оглушительный треск ружейных затворов, в воздухе реют настоящие
орлы, мимо галопом проносятся всадники... Девушка из племени апачей
мечтает освободить своего возлюбленного немца. Его, вместе с другими
пленниками, удерживает в рабстве владелец серебряных рудников Роулин. На
помощь приходит Виннету вместе со своим бледнолицым другом и борцом за
справедливость Олд Файерхэндом. Таков
сюжет инсценировки по мотивам романа Карла Мая "В долине смерти". В
минувшем сезоне эту постановку можно было увидеть на фестивале,
проходившем у подножия холма "Калькберг" в северогерманском городе
Бад-Зегеберге. Здесь расположен театр под открытым небом -
"Карл-Май-Шпиле", который уже полвека радует своими спектаклями
любителей историй про индейцев. Уже много лет роль Виннету исполняет
легендарный югославский актёр Гойко Митич. Бывшим советским зрителям
предводитель апачей и сын Большой медведицы известен по кинофильмам
студии DEFA. Когда Виннету появляется на сцене, становится ясно - все
закончится хорошо. Необычайно
обаятелен Гойко Митич и в жизни. Будучи уроженцем Югославии, кроме
родного сербского он владеет и другими славянскими языками, и, как
оказалось, совсем неплохо говорит по-русски. «...я
изучал в школе 12 лет. Ну, очень много мы снимались в Союзе раньше. Это
было в Бухаре, Самарканде, на Кавказе, было очень интересно. Мы
поставили только кактус и это получилось как Мексико. Мы снимали там
"Апачи", две картины там снималось. Вот, посмотришь, Мексико." После
"Сыновей большой медведицы" было снято еще 11 картин: "Чингачгук",
"Белые волки", "След сокола". С тех пор вождь апачей каждый день
получает письма от поклонников, в том числе, и из бывшего Союза. Сегодня
Гойко Митичу 62 года, он живет в Берлине, всё ещё снимается в кино, и в
седле также легок, как и 30 лет назад. Услуги каскадеров ему, как и
прежде, ни к чему. "Когда
наверху этой деревянной башни происходит финальная сцена - борьба злого
и доброго начала - все достаточно опасно. Оступись, и нет тебя. Три
года назад здесь был построен висячий мост, по которому мне нужно было
пройти. Руководство театра заявило: ни в коем случае. Но я настоял.
Пришлось подписать бумагу о собственной ответственности. И, как видите,
со мною ничего не случилось. Но для того, чтобы участвовать в этих
представлениях, необходима серьезная физическая подготовка. Сцены с
лошадьми, тоже требуют сноровки». Как
и другие произведения Карла Мая, роман "В долине смерти" посвящен
извечной теме борьбы добра со злом: (в нынешних пост-пост-пост-условиях,
где непонятно, кто красный, кто белый это скорее борьба «бобра с ослом»
– примеч. редактора) "Вымышленные
фигуры романов Карла Мая, как Виннету, например, которого я играю с
огромным удовольствием, стремятся воплощать совершенно определенные
ценности, такие как справедливость и равноправие. Во время очередного
монолога, часто замечаешь, как 7 тысяч зрителей в амфитеатре (это как
футбольный стадион) вдруг притихли и внимательно слушают. Думаю, что это
важно особенно для детей - наших главных зрителей. И часто со сцены я
замечаю, как папы и мамы в зале снова становятся детьми." Вестибюль театра под открытым небом - типичная кулиса вестерна. К
окруженному частоколом поселению колонистов, где продается всевозможная
атрибутика дикого запада, примыкает индейский поселок. Тут всего за
один евро можно научиться мыть золото, а можно просто расслабиться в
вигваме. Рядом - выставка, посвященная кровавой истории колонизации
Америки. Об этом мы говорили и с Гойко Митичем, который впервые побывал в
Америке всего четыре года назад: "Я был очень огорчен. У меня такое чувство, что Америка забыла своих краснокожих сыновей. Но надежда никогда не умирает." Во
время поклона артисты, проходя по авансцене, прикасались к протянутым
ладошкам юных зрителей. Гойко не покинул сцены до тех пор, пока не пожал
руки каждому. В
Гамбурге, в Этнографическом музее для младших школьников устраивают,
так называемую, "Ночь в индейском поселении". Она пользуется огромным
успехом и у родителей, которые в субботу к шести часам вечера приводят
своих чад, а забирают только на следующий день. Все начинается с того,
что «Рысий глаз», в обычной жизни педагог и художница Ренате Шукис,
рассказывает историю племени чейеннов и их священной Медвежьей горы в
штате Южная Дакота. В этих местах Ренате «Рысий глаз» довелось побывать.
Она же помогает детям облачиться в индейские куртки и раскрашивает их
перед тем, как отправиться на воображаемую охоту. После
исполнения ритуального танца, происходит обряд посвящения в племя
"Утренней звезды" и раскуривается трубка мира. Обряды совершаются перед
палаткой духов, которую специально сооружают перед музеем, и которая, на
самом деле, называется не «вигвамом а - "типи". Трубку мира всем по
очереди преподносит «Быстрый Медведь» - археолог Пауль Рольке. После
этого племя отравляется на охоту и «Быстрый медведь» учит детей стрелять
из лука по мишени. «Рысий глаз» в это время варит чай из трав и суп из
мяса бизона, которое, правда, доставляется в музейный ресторан не из
Америки, а из Австралии. "Мы
исходим из традиционных верований индейцев, которые посредством
церемоний становятся доступны и нам, европейцам. К примеру, табак. Он
важен не только как растение, которое можно курить, но и как важный
элемент, который дарят или приносят в жертву духам, в случае, если нужна
помощь. Этот обычай мы находим во многих индейских легендах. Церемонии
демонстрируют связь с духами и помогают установить с ними контакт.
Ритуалы, которые мы показываем сегодня детям, имеют точно такую же цель.
Мы стараемся, чтобы дети воспринимали все это не только как игру, но и
почувствовали, пережили другой способ восприятия мира." После
еды у костра «зоркие глаза» и «быстрые лисы» отправляются мастерить
игрушечные модели вигвамов и типи. А когда они достаточно овладели
техникой, им предлагается построить в одном из выставочных залов
собственный ночлег. За этим занятием я разговорилась с 10-летним
Бьёрном: "Да,
я уже прочитал про индейцев пару книг. Мне нравится их система
верований, то, что они обожествляют зверей и не убивают их понапрасну. Я
- тоже защитник природы. Теперь индейцы живут не так, как прежде. У
всех есть машины и телевизоры и только немногие продолжают жить в
вигвамах. Им часто также запрещают хоронить умерших по традиционному
обычаю и прочие подобные вещи.. " Об этом хорошо известно и Ренате Шукис, которая впервые побывала в гостях у семьи племени чейеннов 20 лет назад. "Тогда
был жив еще старый шаман. С тех пор многое изменилось. Старики умирают,
молодежь больше не желает слушать старинные песни и истории. Но я
думаю, что когда они станут старше, то снова начнут интересоваться своей
культурой. Гибель культуры индейцев предрекали уже не раз, но она
продолжает жить». Виктор Кирхмайер "Немецкая волна”
|